О делегировании полномочий

 

Делегирование полномочий – это собирательное понятие, включающее множество конкретных толкований делегирования, в частности, в менеджменте.

Вопрос делегирования полномочий интересует тех, кто «вырастает» из мелкого предпринимательства и пытается построить компанию с эффективной системой управления.

Именно на этом этапе развития многие успешные предприниматели компании не смогли правильно подойти к организации процесса делегирования полномочий в управлении и потерпели крах.

Важность делегирования в менеджменте подчеркивается самим фактом появления делегирования. Без него невозможно функционирование и развитие организации.

На первый взгляд все просто и понятно.

Делегирование, как термин теории управления, означает передачу полномочий кому-то, кто берет на себя ответственность за их выполнение.

Но, важно понимать, что делегирование относится только к случаю принятия полномочий, а ответственность не может быть передана.

Руководитель не может делегировать ответственность подчиненному.

Передача ответственности подчиненному – это декларация или пожелание, но не факт.

Делегировать надо всегда, когда есть возможность, максимальному числу сотрудников, на самых низких этажах структуры управления, где решения реализуются на практике.

Но, никогда не делегируется решения, связанные с выработкой стратегии и политики; срочных и особо важных; предполагающих действия в критических или рисковых ситуациях; общее руководство; разбор конфиденциальных вопросов; наказание или поощрение сотрудников.

Передача полномочий не разовое мероприятие, это процесс, который планируется по каждой задаче отдельно.

Для успешного делегирования полномочий необходимо хорошо разбираться в сути, видах, способах и методах делегирования.

Процесс делегирования задач и полномочий должен быть регламентирован (график работы, график контроля, границы ответственности и др.).

Делегирование в менеджменте – это система мероприятий. Пример того, что надо знать:

  • Виды полномочий
  • Принципы и правила делегирования
  • Условия успешного делегирования
  • Четыре уровня передачи полномочий
  • Правила, которых должен придерживаться делегат
  • Причины торможения руководителей в делегировании
  • Причины отказа исполнителей от делегирования
  • Стадии развития делегирования
  • Как начать передачу полномочий

 

Успех организации напрямую зависит от умения ТОП менеджеров делегировать полномочия.

Искусству построения системы делегирования в менеджменте нужно учиться.

 

Автор статьи: Владимир Саркисян

Менеджмент: системное обучение персонала и развитие компании